Нарушения слуха у детей

Дети с нарушением слуха – образование и реабилитация

Нарушение слуха – потеря способности человеческого организма обнаруживать все частоты или различать звуки с низкой амплитудой. Различают врожденное или приобретенное, полное (глухота) или частичное (тугоухость) нарушение слуха.

Врожденная или приобретенная глухота у детей приводит к снижению интеллекта и задержке умственного развития, резко сокращает возможность ребенка воспринимать собственный голос и речь окружающих людей, поэтому детям с нарушением слуха довольно трудно научиться разговаривать.

Нарушение слуха является наиболее распространенной патологией у младенцев. Согласно статистическим данным 1-2 ребенка из тысячи рождаются с глухотой или серьезными нарушениями слуха.

Причинами нарушения слуха у детей могут быть:

  • Врожденные нарушения, передающиеся генетическим путем;
  • Недостаточный вес ребенка при рождении (менее 1,5 кг);
  • Заболевания внутреннего уха и слухового нерва;
  • Отклонения, возникающие до, во время или после родов;
  • Воспаление среднего уха и некоторые инфекционные болезни (менингит, грипп);
  • Травма или продолжительное воздействие сильного шума и вибраций;
  • Врожденные анатомические дефекты головы и шеи.

Ведущие врачи мира считают, что патологии аудиальной системы существенно влияют не только на развитие речи, но и на анатомическое, физиологическое и психологическое развитие ребенка.

Так как глухота не является видимым расстройством, определить ее можно лишь при помощи универсального неонатального скрининга – новейшей технологии широко применяемой на Западе. Без скрининга распознать, насколько плохо ребенок слышит, можно только когда ему исполнится 2-3 года.

В то же время известно, что самым важным для языкового и речевого развития является первый год жизни ребенка. Если в этот период откорректировать его слух при помощи слухового аппарата, то велика вероятность того, что речевой аппарат у ребенка разовьется нормально. Своевременная коррекция увеличивает шансы детей с нарушением слуха на нормальное физическое и психологическое развитие.

Характеристика детей с нарушением слуха

Частичная или полная глухота лишает ребенка важного источника информации и ограничивает тем самым процесс его интеллектуального развития. Нарушение слуха напрямую влияет на развитие речевого аппарата ребенка и опосредованно на формирование мышления и памяти. Так как поведенческие и личностные особенности детей с нарушением слуха не являются биологически обусловленными, то при создании надлежащих условий в наибольшей степени их можно откорректировать.

Ведущую роль в познании окружающего мира у детей с полной или частичной глухотой играет зрение, а также двигательные, осязательные и тактильно-вибрационные ощущения.

Рядом особенностей отличается память частично или полностью глухих детей, так как темп речевого развития у них замедлен, соответственно замедляется и их словесная память. Замедленное формирование речи в свою очередь влияет на абстрактное мышление детей с нарушением слуха.

По статистике потеря слуха у детей сопровождается:

  • В 80% случаев задержкой развития моторики;
  • В 62% случаев дисгармоничным физическим развитием;
  • В 43,6% дефектами опорно-двигательного аппарата;
  • В 70% случаев наблюдаются сопутствующие заболевания.

Основными характеристиками детей с нарушением слуха дошкольного возраста являются:

  • Отставание их психофизического развития в среднем на 1-3 года от слышащих сверстников;
  • Недостаточная двигательная активность;
  • Нарушение координации движений и низкий уровень ориентации в пространстве;
  • Замедленная скорость выполнения отдельных движений и темпа двигательной деятельности в целом;
  • Трудность в переключении внимания;
  • Весь процесс запоминания базируется на зрительных образах;
  • Чувствительность к смене климатических условий.

У ребенка с нарушением слуха замедляется процесс усвоения информации и возникает трудность в общении с окружающими людьми, что не может не отразиться на формировании его личности.

Трудность в налаживании контактов и своеобразие взаимоотношений с обычными детьми могут привести к формированию таких негативных черт и особенностей детей с нарушением слуха, как агрессивность и замкнутость. Однако при своевременном оказании коррекционной помощи, любые отклонения в развитии личности могут быть преодолены.

Реабилитация детей с нарушением слуха

Меры, направленные на реабилитацию детей с нарушением слуха, следует начинать применять, как только ребенку исполнится 2-3 года. Восстановлением слабослышащих детей занимаются в специализированных детских садах и школах, где при помощи речевых занятий с использованием слуховых аппаратов преодолеваются последствия дефекта.

Раннее выявление у ребенка нарушения слуха и применение реабилитационных мероприятий является залогом его успешного восстановления. В домашних условиях реабилитация детей с нарушением слуха происходит посредством естественного речевого общения с родителями и людьми, имеющими нормальный слух и речь. Эта составляющая восстановительного процесса требует от родителей слабослышащего ребенка большого труда и терпения, так как слова нужно произносить четко и медленно, движения губ и языка должны быть хорошо видны ребенку.

Образование детей с нарушением слуха

Слабослышащие и полностью глухие дети отстают от своих слышащих сверстников в развитии на несколько лет. Для преодоления нарушений развития необходимо целостное и социальное по своей природе воздействие на личность, поэтому обучение детей с нарушением слуха должно осуществляться в специально организованных образовательно-воспитательных учреждениях.

В таких учреждениях созданы особые условия, позволяющие детям преодолеть последствия дефекта, исправить нарушенный ход становления личности, откорректировать или заново воссоздать наиболее важные психические свойства. Специальное обучение детей с нарушением слуха позволяет сформировать у них речь, понятийное мышление и словесную память.

В школах для слабослышащих детей учат чтению с губ, педагогический процесс направлен на восполнение пробелов развития, а применяемая система обучения языку позволяет овладеть разными видами и формами речевой деятельности.

Особую роль в процессе образования детей с нарушением слуха играют наглядно-действенные средства и приемы (пантомима, драматизация и инсценировка), потому как они помогают сформировать представления и понятия сначала на наглядно-образном, а затем и на отвлеченном уровне обобщений.

Нарушение слуха у детей является наиболее распространенным дефектом. Родители должны с самого раннего возраста малыша обращать внимание на его поведение: если ребенок в возрасте 6 месяцев слабо или вообще не реагирует на слуховые раздражители, а ближе к году не произносит гласных букв – велика вероятность нарушения слуха.

Диагностирование и выявление дефекта на раннем этапе позволяет своевременно его откорректировать при помощи слухового аппарат, что увеличивает шансы детей с частичной потерей слуха на ведение нормального образа жизни.

Видео с YouTube по теме статьи:


Источник: www.neboleem.net

Если диагностировали нарушение слуха

Введение

Нарушения слуха – это снижение способности воспринимать звуки. Оно бывает полным (глухота) или частичным (тугоухость), односторонним или двухсторонним в случае тугоухости. Недуг поражает и взрослых, и детей.

Некоторые случаи возникновения глухоты или тугоухости необратимы, некоторые излечиваются без последствий. Какие именно, будет рассказано в этой статье.

Органы

Органы слуха у человека и большинства животных – парные, и предназначены для восприятия звуковых сигналов и ориентировки в окружающей среде.

Первоначально звук поступает на звуковой анализатор, состоящий из фонорецепторов.

Информацию в виде сигналов проводит слуховой нерв. И только в корковом отделе слухового анализатора, находящегося в височной доле коры больших полушарий, находится область приёма и переработки сигналов.

Ухо человека состоит из следующих отделов:

  1. Наружное ухо: ушная раковина, наружный слуховой проход и барабанная перепонка. Через наружный слуховой проход на барабанную перепонку подаются звуковые колебания.
  2. Среднее ухо, расположенное в височной кости, включает в себя три слуховых косточки (молоточка), наковальню и стремечко. Слуховые косточки под воздействием звукового сигнала направляют колебания звука ко внутреннему уху.
  3. Внутреннее ухо – перепончатый лабиринт в височной кости, подразделяющийся на преддверие, три полукружных канала и улитку, в которой располагается кортиев орган, воспринимающий звуки.
  4. Кортиев орган – это несколько рядов волосковых рецепторов, связанных с чувствительными нейронами, что в целом и образует слуховой нерв.

Причины и классификация нарушения

Потеря или снижение слуха – это проблема не только пожилых людей. В трудоспособном возрасте нарушения слуха возникают по множеству причин. Чаще всего это:

  • шум;
  • возрастные изменения;
  • травмы головы;
  • поражение мозговых центров, отвечающих за распознавание звуков;
  • воспаления наружного и среднего уха;
  • осложнения при ЛОР-заболеваниях;
  • серные пробки в ушах;
  • непролеченные инфекционные заболевания;
  • хронический насморк;
  • наличие недиагностированных опухолевых процессов в области мозга;
  • атеросклероз;
  • сахарный диабет;
  • гипертония и проблемы с сердечно-сосудистой системой.
Читайте также:  Тугоухость третей степени

Шум, который окружает человека, особенно в больших городах, постепенно лишает его возможности слышать высокочастотные звуки, женские и детские голоса. Привычка слушать музыку в наушниках на полной громкости тоже сказывается негативно на работе органов слуха.

Возможности слышать окружающих также начинают уменьшаться с 30-40 лет. Это, к сожалению, естественный процесс, в медицине он называется пресбиакузис.

К 80 годам большинство людей страдает от серьёзной потери слуха.

Помимо ограничения возможностей воспринимать звуковые сигналы, жизнь такого человека отягощается и социально-психологическими проблемами, вызванными этим недугом.

Человеку с нарушениями слуха приходится постоянно переспрашивать собеседника, это вызывает неловкость, досаду и неуверенность в себе и в итоге приводит к избеганию общения, к изоляции и одиночеству, депрессии, алкоголизму.

Симптомы

Признаки снижения слуха могут появиться резко и неожиданно или нарастать постепенно. Необходимо обратиться к врачу, заметив у себя следующие симптомы:

  • чтобы понять собеседника, приходится дважды или трижды переспрашивать его;
  • в обществе нескольких человек становится сложно контролировать беседу;
  • возникает ощущение, что люди специально разговаривают тише;
  • близкие замечают, что вы увеличиваете громкость телевизора;
  • появился шум в ушах.

У детей и подростков

У детей снижение слуха чаще является следствием повреждения или недоразвития слуховых органов или головного мозга, а также результатом травм (включая родовые), болезни матери во время беременности или осложнений при ЛОР-заболеваниях.

Также нарушения слуха у ребёнка могут развиться в результате приёма беременной матерью ототоксичных препаратов: Гентамицина, Аспирина, Левомицетина.

Выделяют следующие нарушения:

  • тугоухость;
  • глухоту;
  • разрушение фонематического слуха.

У них похожие симптомы, но совершенно разные механизмы поражения, способы диагностики и, соответственно, лечение.

Нарушение слуха в детском возрасте имеет очень тяжёлые социальные последствия. Оно влияет на психическое развитие ребёнка, приводит к замедлению развития речи, сложностям в адаптации ребёнка в обществе сверстников.

Поэтому с момента установления факта снижения слуха ребёнку необходимо посещать специальные тренинги для развития речи. В случае врождённой потери слуха ребёнок должен получать помощь с шестимесячного возраста.

МКБ 10

Термин МКБ 10 расшифровывается как международная классификация болезней 10-го пересмотра. Эта система отражает общепринятую классификацию для кодирования медицинских диагнозов и включает в себя 21 раздел, каждый из которых состоит из рубрик с кодами заболеваний. Нарушения слуха рассматриваются в восьмой главе и маркируются Н-60 – Н-95.

Профилактика и лечение

Лечение детской тугоухости и глухоты возложено на таких специалистов:

  • сурдолог;
  • отоларинголог;
  • детский психолог;
  • дефектолог;
  • логопед.

Меры по предотвращению снижения слуха должны приниматься с раннего детства родителями ребёнка. Любое, казалось бы, незначительное пренебрежение правилами может вызвать серьёзные последствия. Важно:

  1. Не допускать попадания в уши ребёнка воды при купании. Это может вызвать отит и повреждение барабанной перепонки. Желательно использовать для защиты слухового прохода беруши или ватные турунды с вазелином.
  2. Ни при каких условиях не хватать ребёнка за уши и не бить по ушам.
  3. Приучить малыша к аккуратной гигиене ушей.
  4. Не допускать сильного шумового воздействия, которое может спровоцировать кровоизлияние в ухо и разрыв барабанной перепонки.
  5. Проводить профилактику и своевременное лечение простудных заболеваний. Вовремя обращаться к ЛОРу и проходить назначенный курс лечения до конца. Если у ребёнка увеличены аденоиды, их лучше удалить.
  6. Делать профилактические прививки от свинки, кори, краснухи: эти заболевания особенно опасны для ушей.
  7. Во взрослом возрасте рекомендуется хотя бы раз в год делать проверку слуха и не относиться беспечно к назначениям врача.

Полезное видео

О том,что такое нарушение слуха у детей, в полезном видео:

Заключение

Органы слуха – сложное и тонкое устройство. Потерять слух очень легко, а жить с таким нарушением весьма непросто. Следует внимательно относиться к здоровью органов слуха и беречь их.

Источник: dr-lor.com

Признаки нарушения слуха

Последние статьи
По каким признакам можно определить потерю слуха у ребенка?

Потеря слуха может сильно замедлить развитие языковых навыков и речи ребенка. Поэтому крайне важно как можно раньше ее обнаружить. Ученые доказали, что речевые навыки слабослышащего ребенка, если он был протезирован слуховыми аппаратами до шести месяцев, аналогичны навыкам ребенка с нормальным слухом.

Проконсультируйтесь со специалистом, если вы заметили, что малыш:

    Даже не вздрагивает при резких громких звуках.

Не может определить место, откуда доносится звук – например, не смотрит или не поворачивает голову в сторону говорящего человека. Дети с нормальным слухом, как правило, начинают локализовать источник звука примерно с шести месяцев.

Часто притрагивается к ушам или дергает за уши. Иногда это может быть симптомом чрезмерного давления или инфекции в ухе.

К 6-8 мес. не появляется характерный лепет, голос по частоте отличается от обычного детского.

Не реагирует на простые просьбы, например, «дай мне мяч», в год или позже. Особенно – когда ваше лицо не находится в поле его зрения и у него нет возможности читать по губам.

Ребенок отказывается общаться и даже ведет себя агрессивно. Это может быть симптомом того, что он не воспринимает информацию, которая должна поступать с помощью слуха, или не может ее адекватно интерпретировать.

Возможно, ребенку будет рекомендовано обследование слуха и составлена аудиограмма, по результатам которой принимается решение о протезировании слуховыми аппаратами и /или курсе реабилитации.

Помните, что легкие или односторонние нарушения слуха сложно обнаружить без специального исследования. Но даже легкие нарушения слуха неизбежно отражаются на полноценном развитии речи и способностей ребенка.

Часто нарушения слуха проявляются у детей среднего дошкольного и даже школьного возраста, которые до этого не испытывали подобных проблем. Это может быть связано как с физиологическими причинами (инфекционные заболевания, отравления и т.д.), так и с генетическими – некоторые наследственные программы, в том числе провоцирующие полную или частичную потерю слуха, «запускаются» в возрасте 3-5 лет.

Поэтому специалисты рекомендуют плановую проверку слуха 1-2 раза в течение дошкольного периода и перед поступлением в школу.

Признаки возможных проблем со слухом у детей дошкольного и младшего школьного возраста:

Языковые и речевые навыки ребенка не развиваются или развиваются с нарушениями, в том числе по рекомендованным срокам (с задержкой)

Ребенку сложно концентрировать и удерживать внимание даже в рамках обычного для его возраста времени, появляются проблемы с поведением на занятиях

Падает успеваемость и эффективность занятий, ребенку нужно очевидно больше времени на усвоение новой информации и обязательно графическое и письменное подкрепление пройденного

Ребенок часто переспрашивает, при этом пристально всматривается в лица говорящих, испытывает трудности с пониманием речи в шуме

При семейном просмотре телевизора сидит близко к экрану/динамикам, когда установлен нормальный для остальных уровень громкости. Когда смотрит/слушает программу сам – слишком сильно увеличивает громкость телевизора или музыкального проигрывателя

При телефонном звонке не реагирует на голос в трубке или непрерывно перекладывает трубку от одного к другому уху

Дети с легкой и средней степенью нарушения слуха чаще других испытывают трудности в школе –усвоение новой информации, концентрация внимания, общение с одноклассниками требуют гораздо больше усилий. Повышенная утомляемость, проблемы с поведением и успеваемостью могут сигнализировать о том, что ребенка нужно показать специалисту и проверить его слух.

Читайте также:  Левомицетиновый спирт в уши

Очень часто у детей с нарушениями слуха этот недостаток компенсирован большей, чем у нормально слышащих людей, чувствительностью и внимательностью к изменениям других факторов окружающей среды. Например, ребенок может реагировать не на звук открываемой двери, а на малейшее изменение освещенности или даже колебания воздуха, а родителям может показаться, что это реакция на звук. Именно поэтому без специального исследования подтвердить или опровергнуть версию о нарушении слуха у ребенка достаточно сложно .

Современная аппаратура позволяет легко и безболезненно определить нарушения слуха у детей практически сразу после рождения. Тем не менее, способность воспринимать и интерпретировать звуковую информацию формируется постепенно, и для каждого возраста существуют свои нормы поведения, речевого и языкового развития. Поэтому важно регулярно проверять слух ребенка, а также – с самых ранних лет приучать его соблюдать простейшие правила профилактики нарушений слуха.

Слух ребенка – очень сложная и хрупкая система. Даже небольшие нарушения в ее работе могут привести к необратимым изменениям или глухоте. Поэтому родителям очень важно внимательно отслеживать все факторы риска, как биологические – инфекционные болезни, наследственные заболевания, так и в окружающей среде – громкие и резкие звуки, повышенный шумовой фон (в помещениях и в транспорте, слишком громко работающий телевизор и т.д.). При первых подозрениях, что ваш ребенок плохо слышит или не слышит совсем, немедленно обратитесь к специалисту за консультацией.

Источник: phonak-kids.ru

ГЛУХИЕ ДЕТИ

Ребенок, имеющий нарушения слуха, – огромная ответственность для своих родителей. После осознания того, что твой малыш имеет ограниченные возможности для восприятия окружающего мира, приходит понимание, что для его социализации и всестороннего развития коммуникабельности родителям придется приложить очень много усилий.

Но это не является чем-то невозможным, и правильно выбранный подход в воспитании способен помочь ребенку в адаптации к окружающему миру и даст ему возможность найти свое место в жизни.

Особенности развития глухих детей

Потеря слуха может произойти в любом возрасте. Когда глухота врожденная, для овладения речью ребенку понадобится специальная помощь, самостоятельно этот этап он уже не осилит.

Если ребенок оглох позже, когда он уже освоил речь, есть опасность, что постепенно она может утратиться. Но при создании специальных условий и глухим детям можно дать возможность слышать и разговаривать.

Самый главный шаг в слуховой реабилитации – это своевременная диагностика проблемы со слухом. Лучше, если она будет проведена в первые 12 месяцев жизни малыша, поэтому посещением профилактических осмотров у лор-специалистов пренебрегать не стоит.

Если у самих родителей возникли подозрения, что ребенок стал хуже слышать, его следует срочно показать врачу.

В случае, если диагностика подтвердит наличие у ребенка проблем со слухом, оптимальным решением станет слухопротезирование. Не стоит экономить на этом, если у ребенка нарушения на обоих ушах, то необходимо приобретение двух слуховые аппаратов. Это поможет правильно развивать слуховое восприятие и усваивать устную речь.

Речь глухого ребенка

Речь человека неразрывно связана со слухом, и чем хуже слух, тем больше у человека будет нарушений в фонетическом, грамматическом и лексическом восприятии речи. Если ребенок совершенно глухой, то он без специальной коррекции не сможет овладеть речью, т.е. останется глухонемым.

Такую коррекцию проводят сурдопедагоги в специальных коррекционных школах. Их посещение очень важно для неслышащих детей – там они могут не только приобрести коммуникационные навыки, но и найти общение со своими сверстниками.

Обучение речи глухих и слабослышащих детей производится по-разному. По отношению к полностью глухим детям применяется ряд специальных методик, показывающих, как должен работать их речевой аппарат. Правильность применения этой методики постоянно должен контролировать сурдопедагог. Одновременно с этим производится обучение неслышащих письму, а также элементам жестового языка.

Обучение речевым навыкам слабослышащих детей происходит с применением слухового аппарата. Дети, имеющие возможность слышать окружающий мир, способны самостоятельно приобретать некоторые речевые навыки.

Но при воспроизведении многие слова могут иметь искажения, неправильно формироваться с фонетической точки зрения. Для исправления этих искажений слабослышащим также необходимо проходить специальную коррекцию у сурдопедагога. Со временем это позволяет добиться практически нормальной речи.

Обучение и воспитание глухих детей

Традиционно существует два основных метода обучения глухих и слабослышащих детей – обычный устный и жестовый.

И если в первом случае глухого обучают общению с применением только устной и

письменной речи, то во втором ребенок также осваивает жестовый язык и дактилологию (пальцевую азбуку). Обе методики при этом учитывает особенности как физического, так и психологического развития ребенка.

В современной среде применяют несколько разных методик обучения детей с нарушениями слуха:

· методика для детских садов компенсирующего типа. Предназначена для применения в детских учреждениях специального вида, в которых формируются группы глухих и слабослышащих детей.

Там дети в течение всего времени занимаются с сурдопедагогами, осваивая дактиль и письменную речь. Помимо этого, для более широкого развития с ними проводят занятия и другие специалисты;

· методика Э. И. Леонгард. Предполагает активное участие семьи в обучении ребенка с дефектами слуха. Такие дети посещают обычные детские сады либо специальные коррекционные группы.

Формирование речи таких детей должно начинаться очень рано, при этом необходимо использование слуховых аппаратов. Занятия с детьми проводят сурдопедагоги, а дома – родители. Методика рассчитана на очень ответственных родителей, которые могут себе позволить затрачивать много времени для занятий с ребенком дома;

· билингвистический метод.

Имеет статус экспериментального, внедряется в России с 1992 г. Ребенка в равной степени обучают как словесной, так и жестовой речи, позволяющим ему полноценно общаться в любом окружении;

· верботональная хорватская методика.

Основана на развитии тактильно-вибрационного и слухового восприятия звуков. Занятия по этой методике проводятся, как с правило, с детьми, имеющими остаточных слух, и подразумевает освоение специальной системы упражнений фонетической ритмики.

Учреждения, работающие по верботональной методике, имеют преимущественно форму экстернатов, поэтому при выборе этой методики обучения очень высока роль в его участии родителей слабослышащих детей.

Дети с потерей слуха требуют к себе очень много внимания. Их полноценная адаптация в окружающем мире всецело зависит от того¸ насколько много готовы вложить в него времени и сил их родители.

При своевременной диагностике нарушения слуха и правильно организованной реабилитации слухо-речевых навыков у ребенка есть все шансы достичь полной адаптации в среде слышащих людей.

Источник: www.deafworld.ru

Что делать если ребенок плохо слышит или особенности детей с нарушением слуха

Важной функцией организма человека выступает слух, так как с самого рождения он играет важную роль в жизни человека. Слуховая способность – основа развития ребенка. Нарушение слуха классифицирует по уровню его отсутствия, и от степени выраженности зависит способ решения проблемы. Выделяют тугоухость (встречается редко у детей, характеризуется полным отсутствием слуха) и глухоту, которые ребенок приобретает либо со временем, либо наследственно, либо при рождении. При первых признаках такого дефекта у малыша, родителям необходимо принять срочные меры, так как от восприятия звуков зависит дальнейшее становление интеллекта и умение разговаривать.

Причины

Для того чтобы определить метод лечения патологии, необходимо определить причину ее формирования. Существует множество причин нарушения слуха у детей, рассмотрим наиболее распространенные:

  • Если женщина в период беременности переболела инфекционным заболеванием, например грипп, корь или краснуха.
  • Наследственная предрасположенность.
  • Если беременная женщина регулярно употребляла препараты, с антибактериальным эффектом или которые не рекомендовалось употреблять будущим мамам.
  • Если при рождении малыш получил травму.
  • Постоянное попадание влаги в слуховой проход, из-за чего может начаться воспалительный процесс.
  • По причине того, что роды начались преждевременно.
  • В ушке у малыша образовалась серная пробка или присутствует инородный предмет.
  • Осложнение после тяжелых инфекционных заболеваний.
  • Если малыш болеет ринитом или у него увеличены аденоиды.
  • Пребывание в местах с громкими звуками, постоянное использование наушников, прослушивание с помощью них громкой музыки.
Читайте также:  Проверка слуха у детей

Частым случаем является то, что малыш плохо слышать после перенесения отита. Такой дефект является временным. Если у ребенка отит, и он плохо слышит, не пугайтесь, данное явление – временно и проходит с полным выздоровлением. Если ребенок стал плохо слышать после простуды, то это говорит о том, что она привела к осложнениям, как правило, к ранее рассмотренному отиту. Такие последствия говорят о неправильном или некачественном лечении и требуют немедленной консультации с врачом.

Частым и опасным явлением выступает потеря слуха из-за аденоидов. При воспалении носоглоточных миндалин меняется давление в ушной полости, что и провоцирует развитие дефекта. Детей с нарушением слуха обязательно необходимо повести на осмотр к врачу для выявления причины патологии и определения способа ее устранения.

Особенности детей с нарушением слуха

Нарушение слуха у детей с первых дней жизни сложно сразу определить. Родителям нужно сразу обращать внимание на то, как малыш реагирует на громкие звуки или обращение мамы к нему.

Существует несколько ключевых моментов, которые указывают на то, что у ребенка присутствует отклонение:

  1. До года ребенок еще не попытался издать звук или произнести слово;
  2. Малыш не воспринимает обращение к нему;
  3. Пассивно реагирует на резкие громкие звуки;
  4. Малыш не обращает внимания на источник, что воспроизводит звук.

Если в период беременности женщина переболела тяжелым инфекционным заболеванием или кто-то из родственников имел тугоухость, то малыша необходимо обследовать, чтобы исключить риск неприятных последствий, так как от этого зависит дальнейшее развитие речи у детей и их умственное развитие.

Если ребенку более трех лет, обратите внимание на то, как часто он переспрашивает или как реагирует на обращение к нему обычной интонацией. Кроме того, при развитии данной патологии малыши жалуются на шум в ушах.

В школе детям с частичной слуховой недостаточностью тяжело учиться в школе (информация воспринимает с трудом). Поэтому не оставляйте незамеченным успеваемость малыша и уровень его утомляемости. Стоит отметить, что при рассматриваемом дефекте обостряется восприятие других факторов, например, восприятие освещенности или колебание воздуха.

Существует два вида нарушения слуха у детей – глухота и тугоухость. Под первым видом понимается частичная потеря слуха, а под вторым – полная. По классификации стойких нарушений слуха у детей, опираясь на критерий Неймана, нарушения делятся на три степени.

Первая – снижение слышимости до 50 дБ, вторая – до 70 дБ, третья – свыше 70 дБ. Первая степень выражается в том, что малыш не слышит на расстоянии более двух метров, но вблизи речь воспринимает нормально.

Вторая степень характерна тем, что ребенок не слышит на расстоянии более метра, а третья – тем, что звуки и разговор малыш слышит не разборчиво. Кроме того, существует классификация детей с нарушением слуха. К первой группе относятся малыши, которые воспринимают частоты до 250 Гц, ко второй – до 500Гц, к третьей – до 1000 Гц, к четвертой – до 2000 Гц.

Диагностика

При первых симптомах патологии, малыша необходимо повести на консультацию к отоларингологу. Первым делом специалист проведет осмотр малыша и задаст необходимые вопросы родителям. Далее, как правило, ребенка направляют на следующие обследования:

  • Обследование звукопроизношения детей;
  • Определяется острота слуха с помощью аудиометрического исследования;
  • Стимулируется слуховой нерв с помощью оттоакустиечской эмиссии, чтобы проверить его реакцию;
  • Проверяется подвижность барабанной перепонки и функции среднего уха с помощью тимпанометрии.

Кроме того, существуют дополнительные обследования, например, МРТ, КТ или рентгенологическое исследование височных костей.

Лечение

Чаще всего у детей встречается кондуктивная тугоухость, которая развивается параллельно с ОРЗ, продолжительным насморком или отитом. Кроме того, малыш может постоянно переспрашивать из-за сернистого образования в его ухе или присутствие постороннего предмета в слуховом проходе. В таком случае устранение причины патологии – решение проблемы со слухом.

В более тяжелых случаях, например, негативные изменения барабанной перепонки, требуется длительная реабилитация детей с нарушением слуха, так как такая патологии требует качественного и правильного лечения.

Если потеря слуха – врожденный дефект, то единственным выходом является применение слухового аппарата. Реабилитация детей с нарушением слуха с помощью данного метода может проводиться с первых дней жизни, поэтому важно вовремя выявить дефект. Чем раньше малыш начнет носить слуховой аппарат, тем более эффектной будет коррекция слуха. Рекомендовано применение с четырех месяцев, так как после девяти месяцев эффект будет хуже. Не бойтесь показывать малыша врачу, при наличии патологии требуется своевременное обращение в центр слухопротезирования. Чем раньше Вы поможете малыше, тем меньше риск, что у малыша будут проблемы в развитии. Стоит отметить, что свыше 80% случаев тугоухость развивается у детей в первые два года жизни (в период, когда малыш еще не начал говорить).

Слуховой аппарат подбирается индивидуально, поэтому важно провести качественное диагностическое исследование, которое поможет определить степень нарушения слышимости и ее тип. На основе аудиограммы проводится подбор и настраивание слухового аппарата. Обратите внимание, что от грамотности специалиста и серьезности подхода к выбору аппарата зависит развитие Вашего малыша. Популярность набрали аппараты «Трансаир – 07» и «Аудитон», они имеют лучшую эффективность и огромное количество положительных результатов в корректировке слуха у детей.

Профилактика

Рекомендовано начать применение профилактических действий еще до рождения малыша. Будущей маме нужно серьезно следить за своим состоянием здоровья, ограничить себя от времяпровождения в местах, где много людей, так как таким образом она подвергает себя риску заболеть.

Если Вы заметили, что у малыша проблемы со слухом, сразу же проконсультируйтесь с высококвалифицированным специалистом, ни в коем случае не прибегайте к самолечению, так как действия без присмотра врача могут только усугубить ситуацию. Не давайте ребенку медикаментозные средства без консультации отоларинголога, так как многие препараты наоборот могут только усилить развитие тугоухости.

Если у малыша наблюдается воспалительный процесс или инфекционное заболевание, важно вовремя начать лечение, так как потеря слуха часто выступает в роли осложнения в такой ситуации. Не до конца вылеченное заболевание – фактор, который влияет на формирование дефекта. Как видите, регулярная консультация с высококвалифицированным специалистом – ключевой момент в устранении риска того, что Ваш малыш будет страдать от нарушения слуха. Поэтому изначально подберите надежную клинику и компетентного врача.

Осложнения

Игнорирование появления каких-либо признаков нарушения слуха может привести к ускоренному развитию тугоухости или хроническому отиту. Первые симптомы изначально можно устранить, а при прогрессировании дефекта устранить его гораздо тяжелее, это может привести или к хирургическому вмешательству или полной потери слуха. Кроме того, в дальнейшем у ребенка начнутся проблемы в формировании речи, способности читать и в развитии других особенностей. Такая патология приведет к неуспеваемости в школе и отставании ребенка от своих сверстников в развитии.

Значит, на сегодняшний день существует множество методов своевременной диагностики дефекта с первых дней жизни малыша. Сейчас нарушение слуха – не приговор, такую патологию можно либо устранить полностью, либо с помощью специального аппарата повысить качество жизни ребенка.

Источник: uhogorlor.ru