Проверка слуха у детей

Проверка слуха у детей и подростков, методы диагностики

Полезные статьи и актуальная информация от специалистов по слуху «Аудионика»

Слух, речь и общее развитие ребенка тесно связаны между собой. Заболевания и аномалии развития, приводящие к глухоте или тугоухости, требуют своевременного выявления и восстановительного лечения. Первая проверка слуха у детей проводится в роддоме (аудиологический скрининг новорожденных), далее малыши проходят обследование у ЛОР-врача в поликлинике.

Почему важно проверять слух у ребенка

В группу риска по возникновению глухоты или тугоухости в раннем возрасте входят дети, пострадавшие от воздействия одного или несколько факторов:

  • мать во время беременности переболела некоторыми инфекциями (например, краснуха, корь, грипп);
  • неблагоприятное течение беременности матери (преэклампсия, резус-конфликт, прием антибиотиков, опухоль);
  • нарушения естественного процесса родов с гипоксией или травмой плода;
  • близкие родственники малыша страдают глухотой с рождения или раннего возраста;
  • ребенок родился недоношенным, получал интенсивную терапию:
  • инфекционные заболевания, сепсис, менингит, менингоэнцефалит.

У детей раннего возраста нарушения слуха чаще связаны с гибелью нервных клеток (нейросенсорная глухота или тугоухость) или с аномалиями развития структур уха. При более позднем начале болезни важную роль играют хронические воспалительные процессы, травмы, опухоли, прием токсичных препаратов.

Но стоит ли соглашаться на плановое исследование слуха у детей, если родители не замечают явных нарушений? Формально представители ребенка могут отказаться от осмотра, считая, что малыш полностью здоров. Однако массовые скрининговые исследования новорожденных показывают, что у половины детей с выявленными нарушениями слуха нет никаких факторов, указывающих на повышенный риск болезни.

Формальное отношение к исследованию слуха у малыша до года может стать причиной пропуска незначительных нарушений, которые «принесут плоды» в раннем и дошкольном возрасте. Сурдологи отмечают, что даже при легкой степени тугоухости, практически незаметной для взрослого человека, ребенок не слышит глухие, шипящие звуки, хуже воспринимает окончания слов, предлоги. Это становится причиной задержки развития, нарушения речи и письма.

Тяжелая степень тугоухости, возникшая и не замеченная в раннем возрасте, приводит к полному отсутствию речи. Развитие основано на подражании, а если ребенок не слышит ни себя, ни окружающих, то не может повторять звуки и слова. Ранняя диагностика и протезирование слуховым аппаратом в первые полгода жизни позволит такому малышу «набрать» достаточный словарный запас, избежать отставания в развитии.

Более поздняя потеря слуха приводит к повышенной утомляемости, снижению интереса к учебе и как следствие – к интеллектуальным и коммуникативным нарушениям.

Современные методы проверки слуха у детей

Диагностика нарушений слуха в педиатрической практике включает сбор анамнеза, объективные инструментальные и поведенческие методики. Только комплексное обследование может дать корректные результаты.

В роддоме проводится визуальный осмотр и скрининговое исследование методом вызванной отоакустической эмиссии (или ОАЭ). Запись о результатах заносится в карту младенца.

На поликлиническом этапе объем исследований зависит от возраста малыша, наличия жалоб и технической оснащенности учреждения. Как правило, проверка слуха включает:

  • анкетирование родителей (анамнез, жалобы, факторы риска);
  • визуальный осмотр ребенка;
  • методы инструментальной диагностики соответственно возрасту;
  • методы поведенческой аудиометрии.

Когда говорят о проверке слуха у ребенка на аппарате, то имеют в виду стандартные методики: скрининг путем регистрации коротколатентных слуховых потенциалов (КСВП), ОАЭ, импедансную аудиометрию.

КВСП дает информацию о проведении импульса до уровня улитки, ствола, коры головного мозга. Потенциалы регистрируют непосредственно с поверхности кожи, острота слуха оценивается по реакции на звуковой раздражитель. Метод удобен для детей любого возраста. Исследование можно проводить во время сна или бодрствования.

Метод вызванной отоакустической эмиссии позволяет оценить состояние улитки. В норме нервные клетки выдают колебание в ответ на звуковой стимул. При нейросенсорной тугоухости отоакустическая эмиссия отсутствует. Метод позволяет отдифференцировать поражение улитки от ретрокохлеарной патологии и удобен для детей с периода новорожденности.

Импедансная аудиометрия изучает проведение звука по наружному и среднему уху, а также подвижность барабанной перепонки. В основе метода лежит принцип эхолокации.

Поведенческая аудиометрия применяется у детей любого возраста. В основе лежит оценка реакции на звуковой стимул. Различают:

  • безусловно-рефлекторную аудиометрию;
  • условно-рефлекторную аудиометрию;
  • игровую аудиометрию;
  • детскую игровую аудиометрию.

Как проверить слух у ребенка

Обследование и выявление нарушений слуха находится в компетенции врача-отоларинголога, однако при подозрении на заболевание родители могут сами понаблюдать за ребенком, оценивая его реакции. Признаки тугоухости или глухоты зависят от возраста.

На что обратить внимание и как проверить слух у ребенка в домашних условиях:

  • новорожденный или младенец до 3-4 месяцев не проявляет интереса к мелодичным игрушкам, не реагирует на громкие звуки или голос матери;
  • ребенок в возрасте 3-6 месяцев не начинает гулить, не ищет источник звука и не вздрагивает от резких шумов;
  • ребенок 10-12 месяцев перестает произносить слоги, заменяет общение жестами;
  • малыш от 1 года не расширяет словарный запас, выполняет инструкции, глядя в лицо матери;
  • ребенок от 1 до 3 лет не реагирует на слова, произнесенные тихим голосом до того, как увидит говорящего, приближается к источнику звука ухом, разговаривает громко, коверкая слова;
  • дошкольник произносит слова неправильно, пропускает буквы, окончания, предлоги, во время разговора пристально всматривается в лицо собеседника, переспрашивает, увеличивает громкость планшета, телевизора;
  • ребенок 3-7 лет плохо усваивает информацию в аудиоформате, отстает в развитии;
  • школьник не справляется с программой, делает много ошибок в словах, жалуется, что не слышит, о чем говорит учитель, с трудом общается с 2 и более собеседниками.

Для оценки степени снижения слуха можно провести тесты с крупой – горохом, гречкой и манкой. Зерна насыпают в пластмассовую закрывающуюся емкость (например, от шоколадного яйца). В одну руку проверяющий берет баночку с крупой, в другую – пустую. Исследование проводят последовательно – от самого тихого «пробника» с манкой до самого громкого – с горохом. Баночкой с крупой потряхивают на расстоянии 20 см от правого и левого уха. Пустая емкость используется для контроля, чтобы отличить поворот головы на звук и поворот головы для того, чтобы разглядеть предмет.

При подозрении на снижение или потерю слуха у ребенка следует немедленно обратиться к отоларингологу или сурдологу.

Новокрещеных Марина Валерьевна

Специалист по слуху в г. Ачинск. Более 1000 подобранных и настроенных слуховых аппаратов.

Источник: audionika.ru

Проверка слуха у детей

По статистике на 1000 детей с нормальным слухом рождается 1 полностью глухой ребенок, незначительное снижение слуха у детей встречается гораздо чаще.

Врожденная глухота и тугоухость может быть наследственной

или приобретенной во время беременности и родах,

Если ребенок относится к группе риска по развитию тугоухости.

  • К группе риска по тугоухости относятся:
  • дети мать, которых во время беременности перенесла краснуху, грипп, цитомегаловирусную инфекцию, герпес, токсоплазмоз
  • токсикоз беременности
  • асфиксия плода
  • внутричерепная родовая травма
  • повышение билирубина у ребенка более 20 ммольл
  • гемолитическая болезнь новорожденного
  • масса тела при рождении менее 1500г.
  • недоношенность
  • применение ототоксических медикаментов
  • переношенность более 40 недель
  • наследственная тугоухость и глухота у близких родственников
  • врожденная патология челюстно-лицевого скелета и патология ушной раковины и слухового прохода
  • проведение интенсивной терапии ребенку после рождения
  • искусственная вентиляция легких более 5 дней
  • оценка по шкале Апгар от 0 до 5

В России всем детям в роддоме должны провести тест слуха.

Это скрининг- для теста применяют метод отоакустической эмиссии -тестируют ответ волосковых клеток слуховой улитки. Результат -прошел — не прошел.

— если ребенок не прошел тест слуха — возникает подозрение на снижение слуха у этого ребенка. Всем детям, которые не прошли тест слуха в роддоме обязательно тест повторяют в возрасте 1 месяца.

Скрининговый тест слуха может быть

ложноотрицательным

это означает, что тест ребенок не прошел, а слух у ребенка на самом деле в норме.

Почему? —Может быть при проверке в слуховом проходе еще была родовая смазка, или датчик был направлен не на барабанную перепонку, а уперся в стенку слухового прохода, или ребенок во время проверки громко плакал.

Может быть и острый отит, который не привел еще к снижению слуха, но тест не прошел.

Если в роддоме ребенок тест не прошел не стоит ждать целый месяц,

лучше показать ребенка врачу сурдологу-оториноларингологу после выписке из роддома.

Врач осмотрит ушки — если слуховые проходы чистые

— проведет обследование среднего уха — тимпанометрию

чтобы исключить у ребенка экссудативный средний отит.

Если отит подтвердится -назначит лечение и после лечения — повторное обследование.

Если тимпанограмма показала, что среднее ухо работает нормально

— проводится повторно отоакустическая эмиссия — но уже не скрининг

— а расширенный тест по всем частотам.

Если при повторном обследовании результат отоакустической эмиссии “прошел”- это говорит о том, что волосковые клетки улитке работают нормально,

но слух у ребенка может быть в норме или снижен

Ложноположительный ответ отоакустической эмиссии —

При отоакустической эмиссии ответ был “прошел” —

Читайте также:  Все о нарушениях слуха

но ребенок на самом деле не слышит или слышит плохо

— это так называемая нейропатия —когда патология не в волосковых клетках, а в слуховых проводящих путях, в среднем мозге или в коре головного мозга.

Нейропатия бывает чаще у детей из группы риска и не бывает при наследственной патологии слуха.

В данном случае понять слышит ребенок или нет и как слышит

может помочь только полное комплексное обследование:

КСВП -коротколатентные вызванные потенциалы головного мозга —

КСВП — показывают ответы всех структур слухового анализатора слуховой системы -от слухового нерва до слуховой коры.

КСВП при нейропатии как правило дают результат как при полной глухоте, но на самом деле не всегда ребенок глухой — для уточнения как ребенок слышит на разных речевых частотах — необходимо провести еще и ASSR- тест.

ASSR тест -это Регистрация вызванных акустических ответов мозга на постоянные модулированные тоны

При регистрации ASSR- используются другие модуляции, поэтому, если при ASSR- тесте будет виден ответ по основным речевым частотам с лучшими результатами, чем при КСВП можно будет заподозрить нейропатию, вызванную незавершенной миелинизацией слухового нерва, а не глубокой патологией мозга.

При незрелости слуховых нервов прогноз для слуха ребенка более благоприятен.

Здесь надо проводить лечение невролога и регулярное наблюдение сурдолог, так как с возрастом при незрелости слуховых путей в процессе лечения происходит созревание и слух ребенка улучшается.

Обычно не восстанавливается до нормы — но к двум годам значительно улучшается.

Именно поэтому ребенку при подозрении на снижение слуха необходимо провести весь комплекс обследований слуховой системы.

Если ребенок относится к группе риска по развитию тугоухости, родителям надо внимательно наблюдать за реакцией ребенка на разные звуки, даже если ребенок прошел тест слуха в роддоме и в поликлинике в возрасте 1 месяца, слух ребенка может быть снижен.

В ООО “Сурдоцентре” есть все необходимое оборудование и работают опытные детские врачи сурдологи для того, чтобы провести ребенку весь комплекс обследования слуховой системы и вовремя поставить правильный диагноз.

Нормальная реакция на звуки у детей

Ребенок с нормальным слухом реагирует на все звуки и речь с самого рождения,

если не реагирует — надо обратиться к сурдологу для обследования слуха.

в первые 3 месяца:

Малыш перестает сосать, или оживляется если в тихой комнате, на расстоянии 2-3 метра погреметь погремушкой, постучать или позвать ребенка.( ребенок при проверке не должен видеть источник звука).

— это безусловный рефлекс слухового сосредоточения

В возрасте от 3х до 6 мес.

Дети могут поворачивать голову в сторону голоса мамы с 3-4 метров.

На громкие и резкие звуки ребенок вздрагивает, морщится или плачет.

В возрасте от 6 до 12 месяцев

Ребенок должен определить источник тихого звука с расстояния 4-6 метров,

он поворачивается вправо, влево и назад ища источник звука.

На любой звук ребенок к 1 году должен реагировать с одинакового расстояния.

Чем старше ребенок, тем больше расстояние.

Помните- реакция детей в этом возрасте быстро затухает и если долго стучать и греметь -ребенок перестанет реагировать на этот звук.

В возрасте 12-14 месяцев

ребенок с нормальным слухом и нормальным психическим развитием начинает говорить отдельные слова.

В активном словаре ребенка должно быть 6-10 слов,

слова могут быть лепетными, но ребенок называет предметы и действия всегда одинаково. Например -кошку -”мяу”, машину -”у-у”

К 2м. годам ребенок общается простой фразой из 2х. -3х. слов.

Если ребенок отстает в речевом развитии -надо проверить слух.

Если ребенок перенес Экссудативный средний отит или тубоотит — обратитесь к сурдологу — проверьте слух и функцию среднего уха у ребенка.

Дети в любом возрасте болеют ОРВИ,

осложнением при ОРВИ бывает экссудативный средний отит или тубоотит.

При тубоотите уши не болят, появляется ощущение заложенности уха иногда шум и снижается слух.

Ребенок не может описать эти ощущения — он начинает переспрашивать или

громко включать телевизор.

Родители иногда расценивают это как баловство и ругают ребенка.

При экссудативном отите из-за нарушении функции слуховой трубы в среднем ухе скапливается жидкость. Барабанная перепонка перестает двигаться — результат- нарушение слуха.

Если экссудативный отит не лечить в течение 1 месяца -жидкость становится густой, затем развиваются спайки — и снижение слуха становится неизлечимым.

Увеличенные аденоиды или миндалины закрывают просвет слуховой трубы и тоже развивается экссудативный средний отит, который может привести к тугоухости.

При простом осмотре уха Лор-врач не всегда может заподозрить наличие экссудативного отита, лечение не назначается во время и слух можно не восстановить.

Врач сурдолог проводит не только осмотр уха, но и обследование функции среднего уха методом тимпанометрии, проводит проверку остроты слуха методом аудиометрии или маленьким детям ASSR- тест.

Тимпанометрия

покажет как двигается барабанная перепонка, есть или нет жидкости в среднем ухе и какое давление в среднем ухе.

Лор- врачи иногда не рекомендуют удалять маленьким детям аденоиды, но

  • если экссудативные отиты повторяются несколько раз в год
  • если после излечения от отита при тимпанометрии подвижность барабанной перепонки не восстанавливается

— избежать развития тугоухости поможет только удаление аденоидов.

Да иногда они вырастают снова, иногда приходится удалять аденоиды не один раз,

но нормальный слух ребенка важнее.

Решить вопрос надо или не надо удалять аденоиды или можно полечить

— поможет обследование слуха и функции среднего уха у врача сурдолога.

Источник: surdo-center.ru

Проверка слуха при подозрении на аутизм, задержке психо-речевого развития

Достаточно большая часть моей работы связана с проверкой слуха у детей с различными задержками психо-речевого развития. И в последние годы таких детей становится все больше. Каждый рабочий день, я обследую минимум 2-3 таких пациентов. Все они очень похожи друг на друга – не говорят или почти не говорят, погружены в себя и делают только то, что им интересно, не демонстрируют реакции на не интересующие звуки (особенно на приеме у педиатра, невролога, психиатра). Их легко узнать даже до момента входа в кабинет – часто возбуждены, кричат, произносят монотонные звуки, родителям не удается их контролировать.

Кто направляет?

Направляют таких детей, как правило, неврологи и психиатры, когда родители к ним обращаются с жалобой на отсутствие речи и задержку развития. Похлопав в ладоши, постучав по столу и не увидев реакции на приеме, врач принимает решение о направлении к сурдологу для исключения нарушений слуха. При этом часто не поинтересовавшись, а как же его пациент ведет себя дома, есть ли подозрения у родителей на снижение слуха, прошел ли он аудиологический скрининг в родильном доме.

А есть ли повод для сомнений?

Родители детей с подозрением на аутизм в подавляющем большинстве случаев догадываются, что их ребенок прекрасно слышит. Ведь они наблюдают за ним 24 часа в сутки и отдают себе отчет в том, что интересующий его звук чадо услышит далеко из другой комнаты (например, звуки любимого мультика, рекламу, движение ключа в замочной скважине – папа пришел с работы и т.д). Но врач же отправляет на обследование слуха! А если ребенок какие-то частоты не слышит и поэтому не говорит?

Часто у родителей и даже врачей бытует мнение, что для полного отсутствия речи достаточно даже небольшой степени тугоухости. Это не так. При I, II степени тугоухости вполне формируется речь – с небольшой задержкой, дефектами, обедненным словарным запасом, но все же. Даже при некоторых вариантах III степени может быть не все так фатально.

Нередко, мать и отец, наблюдая за своим ребенком, прочитав соответствующую литературу, находят явные признаки аутизма. Но до последнего гонят эти мысли и пытаются найти любое другое заболевание, зачастую полагая, что тугоухость – вполне приемлемый вариант, даже не догадываясь, что это почти всегда неизлечимо и придется использовать слуховые аппараты или кохлеарные импланты.

Ребенок с непростым поведением, требующий постоянного дополнительного контроля, все никак не говорящий заветных слов «мама» и «папа» погружает всю семью в глубокий стресс, что может негативно сказываться на психологическом статусе ее членов.

Проверять слух, при подозрении на тугоухость у детей с задержкой психо-речевого развития, признаках аутизма или аутистических расстройствах, конечно, необходимо. Но просто ли это?

Как обследуется слух у таких детей?

В подавляющем большинстве случаев все очень непросто. У сурдолога есть два основных метода, чтобы дать заключение о состоянии слуха.

Первый – пороговая тональная аудиометрия. Это процедура, при которой на обследуемого надеваются наушники и он при помощи нажатия кнопки, поднятия руки или игрового действия показывает, что услышал подаваемый звук. Даже для детей с нормальным развитием до 3-5 летнего возраста это иногда сложно. А что говорить о детях с задержками? Очень часто они не доступны контакту, не выполняют никакие инструкции. Условно-рефлекторная аудиометрия в открытом поле не позволяет получить достоверную картину или вообще не выполнима у таких пациентов. Зачастую в кабинет насильно заносят отчаянно сопротивляющегося ребенка, который начал кричать еще в коридоре, даже не видя врача. Никакие игрушки, сладости чаще не приносят ожидаемого успокоения. Поэтому приходится переходить к следующим вариантам исследований.

Читайте также:  Все о тимпанопластике уха

Второй метод – регистрация коротколатентных слуховых вызванных потенциалов (КСВП). Производится в состоянии естественного сна, заключается в регистрации активности нервных структур слухового анализатора в ответ на подаваемый звук. Возможно проведение под наркозом. При этом никаких снотворных, успокаивающих не применяется в нашей стране. Очень кропотливая, трудоемкая процедура, занимающая много времени. Попробуйте уложить ребенка спать в больнице, да не обычного, а находящегося в постоянном возбуждении! И чтобы он не проснулся от установки электродов и «наушников».

Исследование, которое позволяет предположить

Регистрация отоакустической эмиссии (ОАЭ) очень полезный метод для диагностики слуха в обсуждаемой группе пациентов. Она не требует сна, но требует покоя от ребенка и тишины. Достаточно поместить датчик в ухо на несколько десятков секунд. Если нет серной пробки или отита можно быстро получить результат, который помогает достаточно точно сориентироваться в ситуации. Чувствительность около 90%, а это значит, что если зарегистрирована ОАЭ, то имеется очень неплохая вероятность, что слух не нарушен.

Но не все так безоблачно. Обсуждаемые пациенты, как правило, на сотрудничество не соглашаются и сохранять покой с тишиной тоже. Нередко таким детям даже собственные родители не могут почистить уши. Для них эта зона весьма интимна. А тут целый датчик надо поставить! Можно попробовать это сделать в состоянии сна, но как непросто подгадать график врача и сон чада.

Поэтому приходится производить процедуру, или хотя бы ее попытку, в состоянии бодрствования. Картина душераздирающая – кричащий ребенок, с трудом его удерживающий родитель, отчаянно пытающийся вставить в ухо датчик врач. Дело сделано, прибор установлен как надо, осталось создать тишину. Иногда это не получается сделать, но чаще мультфильм, мобильный телефон, игрушки или просто пауза в крике позволяет получить результат. И при этом обследуемому совсем не больно – он просто не хочет, ему страшно.

А бывают ли сочетания снижение слуха и аутизма?

В практике у детей встречаются сочетания тугоухости и психиатрических заболеваний. Но не часто, в моей работе — около 1-2 впервые выявленных в год. Поэтому сопротивляющийся обследованию ребенок, как правило, слышит нормально. Однако, всегда необходимо обследовать и получать достоверную информацию, важность этого неоспорима.

Совсем недавно я встретил противоположный случай, когда неврологи и психиатры не направили к сурдологу ребенка с задержкой психо-речевого развития, а причина нарушений крылась в снижении слуха. Ребенок 6,5 лет, при первом знакомстве вел себя очень организовано, даже отвечал на вопросы, но разобрать ответы не удавалось. Спокойно подошел ко мне, дал осмотреть уши и произвести все необходимые тесты, помощь со стороны родителей не потребовалась. Выяснилось, что у ребенка двусторонняя сенсоневральная тугоухость III степени. Родители интенсивно занимались по поводу задержки психо-речевого развития с неврологами и психиатрами, потрачено масса денег и, главное, времени. Сомнения по поводу слуха у них были, но на некоторые звуки ребенок реагировал очень хорошо и до консультации сурдолога дошло только сейчас. Причину эпизодов «нормального» слуха нашли на аудиометрии – с одной стороны на 125 Гц пороги практически нормальные.

И в конце немного наблюдений из опыта, общая картина, не отрицающая исключений. Дети с нормальным развитием, несмотря на естественный страх перед больницей и доктором, в подавляющем большинстве случаев дают провести все необходимые процедуры без особых трудностей. Пациенты с тугоухостью чаще обладают очень хорошей способностью к контакту, они любознательны, им даже бывают интересны обследования. Конечно, я говорю здесь о детях старше 1,5-2 летнего возраста.

Источник: surdolog.com

Простые методики, как проверить слух у ребенка

Умение слышать во многом предопределяет развитие ребенка и его социализацию. Чем раньше родители совместно с врачами заметят наличие патологии у малыша и приступят к ее терапии, тем быстрей будет проведена корректировка функциональности органа слуха. В таком случае дитя сможет «нагнать» своих ровесников и ни в чем не уступать им, несмотря на свои особенности. Так как же проверить слух у ребенка?

Зачем следить за остротой слуха ребенка

Специалисты регулярно тестируют функциональность органа слуха у малышей. Самая первая проверка — аппаратная аудиограмма -происходит в стенах роддома спустя 2-3 дня после рождения крохи. Уже на этом этапе врачи могут выявить серьезные врожденные патологии и направить родителей с малышом на консультацию к отоларингологу и сурдологу.

В дальнейшем слух у ребенка проверяют на регулярных медицинских комиссиях. Такое частое тестирование связано с важностью раннего выявления патологий. Чем быстрей у дитя будет диагностированы проблемы с органом слуха, тем быстрей специалисты смогут приступить к их терапии.

Если же нарушения функциональности органа слуха не были выявлены своевременно, особенно в период до года, это запустит процесс задержки развития ребенка.

Младенец, который плохо слышит, медленней осваивает необходимые двигательные навыки и не имеет возможности качественно познавать мир, а значит, из-за дисфункциональности ушей малыша напрямую будет страдать интеллект.

У малышей на третьем-четвертом году жизни из-за нарушений слуха отмечается выраженная задержка речевого развития. Неумение говорить, невозможность правильно повторить слова и неспособность четко излагать свои мысли колоссально сказывается на темпах социализации дошкольника, его адаптации в обществе и психологическом состоянии.

Чтобы избежать подобных проблем, ребенка следует своевременно показывать специалистам.

Профессиональная проверка слуха

Слух у детей регулярно проверяется на медицинских комиссиях в детской поликлинике. Первая из них проходит в 2-3 месяца. Выбор методики проверки слуха специалистом будет зависеть от оснащенности его кабинета необходимыми приборами, а также от возраста пациента.

  1. Новорожденным и грудничкам порог слышимости определяют с помощью компьютерной аудиометрии. Проверка слуха у детей на аппарате — это самый достоверный современный метод. Аудиограмма позволяет не только выявить факт нарушения, но и определить, на каком участке органа слуха возникло нарушение и какова степень тугоухости у малыша. Специальные датчики регистрируют ответ волосковых клеток в улитке и электрическую активность мозга на подаваемые прибором сигналы.
  2. Детям от полугода показано проведение поведенческой аудиометрии. Специалист оценивает, как ребенок реагирует на звуки разной интенсивности и тональности, и на основании данного тестирования определяет порог слышимости малыша.
  3. Для проверки слуха детей от 3 лет до 5 лет применяется методика игровой аудиометрии.
  4. У детей школьного возраста проверка остроты слуха проводится с помощью речевой аудиометрии, в ходе которой ребят просят повторять произнесенные шепотом слова и фразы. При необходимости применяется камертональное тестирование.

Подобные проверки слуха проводятся только на медицинских комиссиях и в ходе тестирования применяются специальные инструменты. Но что делать, если родителям кажется, что их малыш плохо слышит? Как проверить слух у ребенка в домашних условиях?

Проверка слуха в домашних условиях

К сожалению, проблемы со слухом бывают не только врожденные. Негативно повлиять на функциональность органа слуха способны перенесенные малышом инфекционные заболевания, травмы и пр.

При подозрении на ухудшение способности слышать малыша следует записаться к врачу, но, чтобы зря не тратить время специалиста, вы можете попробовать проверить слух ребенка и его остроту в домашних условиях.

Способы домашнего тестирования остроты слуха ребенка будут зависеть от его возраста.

Новорожденный

Провести объективную проверку слуха новорожденного в домашних условиях практически невозможно. В первый месяц жизни уши малыша функционируют не так, как у взрослых, да и в целом он не способен еще проявлять реакции на слышимые звуки.

Пожалуй, самый доступный и результативный метод, который вы можете использовать дома для проверки способности новорожденного слышать — хлопки. Если вне зоны видимости ребенка громко хлопнуть в ладоши, в ответ на резкий звук он должен рефлекторно отреагировать — вздрогнуть или вскинуться всем телом.

Младенец

У малышей первого года жизни можно проверять слух с помощью крупы. В пластиковые емкости следует насыпать горох, гречку и манку. Эти три типа крупы в процессе тряски создают звуковые колебания разной интенсивности и тональности.

Использовать эту методику следует поэтапно, по мере постепенного возрастного усиления функциональности органов слуха грудничка. Первое время младенец способен слышать преимущественно звуки низкой тональности — такие, которые создает при тряске баночка, наполненная горохом.

Взрослому следует потрясти емкостью с горохом так, чтобы грудничок не видел этого. Младенец должен отреагировать на услышанный звук — замереть, нахмуриться, вздрогнуть или вскинуться. К 3-4 месяцам ребенок должен уметь поворачивать головку в ту сторону, откуда исходит производимый крупой шум.

Для чистоты эксперимента можно использовать две емкости, одна из которых будет с горохом, а во второй ничего не будет. Попеременно потрясывая баночками, вы сможете точно определить, на что именно реагирует дитя: на звук или движения ваших рук.

Читайте также:  Гигиена ушей и уход за ними

Помимо гороховой пробы, родителям следует проверять также и реакцию крохи на звук, производимый при тряске гречневой и манной крупой. Последняя издает самые трудноразличимые для грудничка шумы — тихие и высокочастотные.

Малыш от года

Поскольку годовалый ребенок активно подражает взрослым и старается повторить за ними произносимые звуки, для проверки слуха в таком возрасте не нужно применять никаких специальных методик. Для тестирования дитя старше года нужно регулярно заниматься с ним и оценивать, насколько точно он копирует слова и интонации вашего голоса, когда не видит движения ваших губ.

Дети в возрасте 1-2 лет должны различать шепотную речь. Требуйте время от времени негромко подать вам какую-нибудь знакомую для малыша игрушку, просите вести его «тихонечко» по утрам, когда домашние спят, или в общественных местах, чтобы не мешать окружающим людям.

Дошкольник

Существующие проблемы со слухом у малышей детсадовского возраста напрямую сказываются на их поведении и качественном объеме словарного запаса. Если ребенок в возрасте трех-четырех лет плохо слышит — вы это сразу заметите. Скудный и порой исковерканный активный запас слов, невозможность правильно повторить фразы за взрослыми, нарастающая раздражительность и замкнутость из-за невозможности общаться со сверстниками — все это напрямую будет указывать на наличие проблем со слухом у малыша.

Проверять остроту слуха у малыша третьего-пятого года жизни в домашних условиях рекомендуется в игровой форме. Можно использовать «шепотную» методику и в процессе занятий с ребенком просить повторять тихо произнесенные слова и фразы.

Можно предложить ребенку угадывать, в какой руке взрослого зажат футляр от киндер-сюрприза, наполненный манкой. Здоровый малыш с хорошим слухом должен хорошо слышать высокий и тихий шум этой крупы.

Школьник

Для проверки слуха у школьника вполне допустимо использовать традиционную т.н. «шепотную» методику. Чтобы тестирование показало более-менее достоверные результаты, вам следует создать в помещении бесшумную обстановку.

  • Чтобы ребенок не имел возможности распознать сказанное вами по движению губ, следует встать от него как можно дальше — оптимальным считается расстояние в 7 метров;
  • каждое ухо следует проверять отдельно — для его необходимо попросить ребенка зажать один слуховой проход;
  • тестирование начинается с самых высоких по тональности звуков — шепота, постепенно сила звучания голоса должна возрастать и переходить от разговорного тембра шепота к обычной речи;
  • родители должны называть слова, а ребенок — в точности повторить сказанное;
  • для проведения тестирования можно использовать специальные таблицы (Воячека, Лиангбека, Богданова), разработанные для проверки слуха, или же брать слова «из головы», главное, чтобы произносимые вами фразы были знакомы ребенку и подходили ему по возрасту.

Если в ходе домашнего тестирования вы выявите явные нарушения в функциональности органа слуха, ребенка следует показать отоларингологу. Специалист направит вас на необходимые для постановки диагноза обследования и составит программу терапии, которая поможет вашему малышу вернуть возможность качественно слышать — а значит, развиваться.

Источник: netotita.ru

Проверка слуха у детей

Проверка слуха у детей позволяет определить чувствительность слухового анализатора к звуковым волнам определенной интенсивности и частоты. Аудиометрическое обследование способствует выявлению патологий, сопровождающихся снижением качества восприятия звуковых сигналов и разговорной речи. Своевременное устранение нарушений ведет к восстановлению функций звуковоспринимающего или звукопроводящего отделов слухового анализатора.

Содержание статьи

Аудиометрия является одним из самых достоверных методов определения порога звуковой чувствительности у детей дошкольного и подросткового возраста. В зависимости от типа используемого оборудования и техники проведения акуметрии специалист определяет, в какой из частей органа слуха присутствуют нарушения. Таким образом удается установить факт развития тугоухости и степень снижения слуха.

Назначение аудиометрии

Для каких целей проводится проверка слуха у детей на аппарате? Первые аудиометрические исследования проводят уже через несколько дней после рождения. Своевременное выявление и устранение патологий препятствует возникновению трудностей на этапе развития речи. По утверждению педиатров, врожденная тугоухость ведет к нарушению речи и, соответственно, отставанию в развитии.

Важно! Если в анамнестических данных родителей есть отметки о наличии проблем со слухом, аудиометрическое обследование новорожденного желательно проводить не реже 1-2 раз в полгода.

Диагностирование нарушений и грамотное лечение позволяет скорректировать проблемы, связанные с развитием слуховой дисфункции. Если сбои в работе слухового анализатора были обусловлены кондуктивными причинами, полностью устранить патологии удается в 8 случаях из 10. Восстановление слуха способствует нормальному развитию речевых и языковых способностей у детей дошкольного возраста.

Общая информация

Чтобы проверить слух у ребенка, специалисты используют несколько методов обследования, выбор которых определяется возрастом пациента. Для определения минимального порога слышимости у детей дошкольного возраста применяют такие методы диагностики:

  • компьютерная аудиометрия – один из самых достоверных методов определения слуховой чувствительности, который используется для обследования новорожденных и взрослых;
  • поведенческая аудиометрия – применяется для определения порога слышимости у детей в возрасте от 5 до 36 месяцев;
  • игровая аудиометрия – рассчитана на проверку качества слухового восприятия у детей в возрасте от 3 до 5 лет.

Для обследования детей школьного возраста применяют «взрослые» методики, к числу которых относят речевую и тональную аудиометрию. При этом остроту слуха сурдологи определяют с помощью камертонов по методикам Швабаха, Ринне или Вебера.

Субъективная аудиометрия

Аудиометрические методы диагностики тугоухости разделяют на два типа: субъективные и объективные. К числу первых относятся акустические тесты, которые требуют обратной связи с испытуемым. Большую часть из них используют для исследования работоспособности органа слуха у детей сознательного возраста, которые могут ответить на вопрос, слышат они звук определенного тона или нет.

Как проверить слух у ребенка? К числу самых распространенных субъективных методов аудиометрического обследования относят:

  • рефлекторные – отслеживание реакции пациента на звуки различной интенсивности; используется для диагностики тугоухости у новорожденных на 2-3 неделе жизни;
  • игровые – определение степени слуховой чувствительности у детей в возрасте от 3 лет;
  • специалист просит испытуемого выполнить какое-то действие только после того, как он услышит определенный звук;
  • речевые – оценка порога слышимости речевого сигнала, воспроизводимого с различной интенсивностью;
  • тональные – проверка чувствительности звукопроводящей и звуковоспринимающей системы слухового анализатора в отношении звуков, воспроизводимых на разных частотах.

Результаты субъективных методов исследования слуховой чувствительности определяются наличием воспалений в слизистой носоглотки и органа слуха.

Объективная аудиометрия

Объективные способы оценки работоспособности слухового анализатора чаще применяются в обследовании детей в возрасте до 2 лет. Чтобы выявить патологии в развитии органа слуха специалисты используют следующие методы аудиометрии:

  • отоакустическая эмиссия – регистрация звуковых сигналов в наружном слуховом канале, генерируемых волосковыми клетками в ответ на звук, созданный аудиометром;
  • регистрация вызванных потенциалов – фиксация электрической активности мозга, возникающей при создании тестового сигнала, поступающего в орган слуха спящего новорожденного;
  • тимпанометрия – создание давления воздуха в наружном слуховом канале, которое позволяет определить степень подвижности слуховых косточек и ушной перепонки.

Объективные методы оценки костной и воздушной проводимости звуков позволяют определить, в каком из отделов слухового анализатора присутствуют нарушения.

Аудиограмма ребенка

Аудиограмма слуха для детей представляет собой двумерный график, на котором по вертикальной оси отмечены децибелы (дБ), а по горизонтальной – герцы (Гц). На нем изображены кривые, которые наглядно демонстрируют наличие отклонений в восприятии звуковых сигналов определенной интенсивности и частоты. Если точки кривых расположены в диапазоне от 0 до 25 дБ, это свидетельствует об отсутствии отклонений.

В возрасте до 5 месяцев минимальный порог слышимости новорожденного составляет примерно 50-60 дБ.

Однако следует учитывать, что на пороговую чувствительность слухового анализатора влияет возраст пациента. Не считается отклонением результат, при котором минимальное значение слышимости воздушно-проведенных сигналов составляет 15 дБ. На графике фиксируются только самые слабые звуковые колебания, которые может распознать пациент.

Самостоятельная проверка слуха

Чтобы убедиться в отсутствии кондуктивной и нейросенсорной тугоухости у ребенка специалисты рекомендуют проводить аудиологические обследования самостоятельно. При подозрении ухудшения слуха следует записаться на прием к отоларингологу, который проведет отоскопическое и аудиометрическое обследование пациента, в результате которого определит тип патологии и подходящий метод лечения.

Как проверить слух у ребенка в домашних условиях? Проще всего протестировать ребенка с помощью методов речевой аудиометрии. Для этого необходимо:

  • попросить испытуемого сесть на стул и повернуться к вам левым или правым ухом;
  • отойти на 6 м и шепотом, но четко произнести слова «мама», «спорт», «земля», «сапоги» и т.д.;
  • аналогичным образом проводят тестирование с расстояния 20 м, но при этом слова произносят достаточно громко.

Если ребенок может разобрать слов, расстояние между ним и говорящим нужно постепенно сокращать, требуя четкого воспроизведения слов. Чем меньше расстояние между испытуемым и вами, тем значительнее ухудшение слуха. При получении неудовлетворительных результатов тестирования нужно пройти обследование у врача.

Источник: globalmedclub.ru